Иностранцы будут скупать украинские долги вместе в коллекторами

13.01.2017   




"Два года тому компаний, придерживающихся корректных методов работы, было больше. Не все входили в профильную Ассоциацию, но старались работать прозрачно. Но 6-7 компаний ушло. Для нашего рынка это много", — отметил он.

Причина — экономическая ситуация в стране. Если период после кризиса 2008 года, когда украинские банки первый раз столкнулись с невозвратом, считался перспективным для коллекторов, что привело к росту количества таких структур, то последние годы ситуация изменилась. Несмотря на рост проблемного портфеля банков, с 60 млрд. грн. в 2008 году до приблизительно 230 млрд. грн. (при официальных данных НБУ о проблемной задолженности в 24,3%), рынок официальных коллекторских услуг, сужается.

Процесс продолжится в течении 2-3 лет пока банки не возобновят полноценное кредитование. Потому что заработки на старых долговых портфелях банков только уменьшаются: чем больше срок задолженности — тем меньше вероятность вернуть долги и меньше сумма, которую удастся выбить.

Лучшее свидетельство этому — суммы, которые коллекторы готовить платить за проблемные портфели банков. В кризис 2008-2009 гг. удачной считалась сделка, когда проблемка банка выкупалась за 10% стоимости. Сегодня долги приобретаются за 2-3%. И 10% коллекторы готовы платить только за "свежайшие" долги — с просрочкой не больше 6 месяцев.

"Если оценить приобретенный портфель плохих кредитов в 100%, то только с 50%, в лучшем случае, сможете установить контакт. Кто-то умер, кто-то переехал, кто-то подавал неверные данные. Ведь до 60% заемщиков берут деньги в банках, даже не думая их отдавать. В итоге из оставшихся 50% клиентов, с которыми установите контакт, половина скажет, что готовы общаться и возвращать долги. Но только 15% из них вернут какую-то сумму долга", — отметил исполнительный директор Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины Сергей Никифоров.

Развиваться на таких цифрах и при отсутствии выдачи новых займов банками, рынок не может, настаивают в Ассоциации. Ведь долги банков в работе у коллекторов составляют 80% всего объема. Еще есть портфели долгов провайдеров телекоммуникационных услуг, составляющие 5-7%, страховых компаний — 1-3% и остальное — коммунальные долги за свет, тепло, воду. Но несмотря на кажущуюся перспективность работы с долгами ЖЭКов, связываться с ними соглашаются немногие "белые" компании.

"У ЖЭКов большие проблемы с данными, со статистикой. У них же вся информация на бумаге. Это не технологические компании. Даже у банков, когда покупаются портфели, не всегда есть подтверждающие документы. А ЖЭКи — это тихий ужас. Пока не будет все автоматизировано массового интереса к ним от нормальных компаний не будет", — отметил Сергей Никифоров.

Сейчас с долгами ЖЭКов активнее всего работают серые коллекторы и именно на их "некорректные", а часто грубые и силовые действия часто жалуются люди, утверждают в Ассоциации. И сколько подобных структур в Украине — точных данных нет. В Ассоциации они не состоят, а куратор рынка — Нацфинуслуг, влиять на такие компании не может. Он даже статистику не в состоянии собрать, так как обязательного лицензирования коллекторских компаний нет, да и сам Нацфинуслуг два последних года готовился к уходу с рынка.

"Наша компания есть в каждом регионе. И в каждом областном центре есть 8-15 организаций, которые как бы занимаются коллекторской деятельностью. Но это сложно назвать коллекторской деятельностью. Это полубандитские формирования. И как правило, то чем они занимаются, имеет сомнительную юридическую базу. И мы тоже с ними сталкиваемся", — подтвердил генеральный директор компании "Укрборг" Игорь Прыхид.

Кто останется

В ближайшие годы черные коллекторы должны покинуть рынок, уверяют в Ассоциации. До середины 2017 года, считает Сергей Никифоров, Верховная Рада должна принять закон, касающийся регулирования рынка коллекторских услуг, что существенно подчистит рынок от черных структур. По словам спикера, обсуждение законопроекта в комитете ВР активизировалось.

"Закон обязательно будет предусматривать лицензирование компаний для этого сектора. Сегодня обсуждаем в Комитете ВР документ, где четко хотим прописать требования к опыту и к условиям работы. Если этого не сделать, то и дальше любой желающий сможет называть себя коллектором. Мы хотим ограничить черных коллекторов, которые портят имидж всему сектору. Коллекторы, которые входят в АКБУ, придерживаются прописанных правил Кодекса этики. В случае поступления жалоб, ситуация расследуется и компания может быть исключена из Ассоциации", — объяснил Сергей Никифоров.

На фоне чистки рынка произойдет и дальнейшее сокращение числа белых структур (из-за невыгодных условий работы). Как считает руководитель "Укрборга", останется 3-5 крупных самых компаний и столько же мелких, которые уйдут в узкие ниши. Будут работать со специфическими продуктами или будут работать по отдельным регионам. Параллельно начнет процесс заход иностранных компаний на украинский рынок. Этот процесс уже начинался в 2010-2011 гг., но свернулся в связи с кризисом 2013-2014 гг.

"В 2012 несколько иностранных фондов заходили в наши компании и выстраивали агрессивную политику на поглощение. Но, по понятным причинам эти планы не были реализованы. Сейчас этот интерес возвращается. У нас была недавно делегация из Лондона. Некоторыми из наших коллег тоже интересовались", — отметил Игорь Прыхид.

Он отметил, что сейчас к украинскому рынку присматриваются иностранные структуры, которые, в первую очередь интересуются долговым портфелем, находящимся в распоряжении Фонда гарантирования вкладов. Прежде чем купить такие кредиты, иностранцы заходят приобрести белого коллектора с чистой репутацией, который умеет работать с долгами на украинском рынке.

"Просто купить портфель — это головная боль. Его надо уметь конвертировать в деньги. Ни один фонд не зайдет просто так, не беря на борт компанию, предоставляющую услуги по работе с долгами. Отсюда и интерес к нашим коллекторам", — уточнил Прыхид.

И заметил, что покупка долговых портфелей — удовольствие не из дешевых. Чтобы купить тот же залоговый портфель — надо инвестиции, минимум, на $20 млн. Поэтому, по его оценке, со временем на рынке и останется парочка больших компаний с иностранными инвестициями и несколько структур, которые останутся работать с банками на комиссионных условиях.

Заказать обратный звонок